Должен ли покупатель платить за испорченный товар?
Кто несет риски за товар на полках?
Есть такая формулировка: риск случайной порчи имущества. Согласно Гражданскому кодексу РФ (211-я статья), несет его продавец, ровно до того момента как товар перейдет в собственность покупателя. То есть до момента оплаты его на кассе. Казалось бы, однозначно… Но разумеется, на практике жизненных ситуаций огромное множество . И, если бы работал только этот закон, магазины несли бы жестокие потери.
Статья 1064 все того же ГК предписывает лицу, причинившему вред или убыток, компенсировать его в полном размере. НО! Для того, чтобы получить деньги за разбитый/помятый/порванный товар, необходимо доказать, что покупатель повредил вещь или умышленно, или по личной неосторожности.
Как это сделать? Часто – через суд с привлечением свидетелей и записей с камер наблюдения. Естественно, до суда дело доходит не всегда, чаще всего в случаях с действительно дорогостоящими товарами. Тем не менее, судебная практика такого рода имеется, и она достаточно обширна.
Что нужно делать персоналу, если покупатель повредил товар
В первую очередь, составить акт на случай судебного разбирательства (речь о моментах, когда клиент отказывается признать свою вину в инциденте). В акте должны быть указаны паспортные данные посетителя, описание происшествия, сумма ущерба и обязательно точно марка товара. Акт составляется в двух экземплярах, один отдается на руки покупателю. Данный документ служит основой для возможного иска.
Ни в коем случае нельзя позволять сотруднику охраны магазина задерживать покупателя с требованием возмещения ущерба, запугивать его и так далее. Репутации магазина такие вещи наносят урон, а сам охранник рискует попасть под действие статьи 203 уже УК за превышение полномочий.
Когда виноват магазин?
Если условия нахождения в магазине не позволяют покупателю соблюдать должную осторожность. В частности, скользкий пол (что-то разлили и не вытерли), на котором человек потерял равновесие и врезался в стеллаж– проблема магазина. К слову, на только что вымытый пол желательно бы ставить специальный предупреждающий знак, потому что иначе закон будет в случае чего не на стороне торговой организации.
Узкие проходы между стеллажами, невпопад расставленное оборудование, мешающее проходу потребителей – тоже вина магазина. Как и неправильная выкладка товара. Скажем, если на стеллажах без ограждений выставлены легко бьющиеся позиции, если стеллажи набиты так, что при манипуляциях товар начинает выпадать по бокам, если кто-то наворотил в зале красивую, но неустойчивую конструкцию из банок, которая при извлечении одной единицы завалилась, как карточный домик, претензии не к покупателю.
То же относится к повреждению покупок на кассовой ленте. Если из-за толчков транспортера что-то хрупкое оказалось на полу и пришло в негодность – что ж, задумайтесь о более качественных кассовых боксах.Для исключения таких ситуаций внимательнее относитесь к подбору и расположению торгового оборудования, его качеству и исправности.
Когда виноват покупатель
Если выронил товар из рук. Кроме него, никто не виноват, что руки-крюки…
Нахождение в торговом зале в неадекватном состоянии также целиком доказывает вину покупателя. Пьяный человек, может, и не хотел намеренно нанести ущерб, но он должен сознавать, что, воздействуя химией на свое тело, он явно теряет точность координации!
Бег, возня, толчки друг друга в торговом зале, и уж тем более драка. К слову, носящиеся дети – зона ответственности родителей. Если чадо что-то порушит или разобьет, платить им.
Ну, очевидно, когда имеет место намеренная порча товара. Скажем, конфликтный посетитель разозлился и грохнул что-то об пол (бывает всякое). Здесь вина клиента очевидна.
Фото pikabu.ru sovkusom.ru penza-post.ru tyum-pravda.ru