Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
9 декабря 2024
Наши проекты: реальное воплощение
6 декабря 2024
Покупательские корзины Tango
5 декабря 2024
Крючки на перфорацию усиленные
Что мешает вам начать бизнес?
14 августа 2024
Версию «недостаток денег» не рассматриваем, мы сейчас о другом. Допустим, у вас есть желание открыть магазин или кофейню. Есть даже бизнес-план. Но… Вы не открываете, откладывая все на потом, на после праздников.
Это вопрос психологии. Страх перед новым нормален, и он есть у всех в той или иной форме. Но кому-то он не мешает таки делать, а кого-то тормозит на самом взлете.
С использованием материалов skyeng.ru, style.rbc.ru, journal.tinkoff.ru, b17.ru, lectera.com, insales.ru.
Давайте попробуем определить, какие барьеры могут стоять между вами и вашим условным успешным магазином.
Страх провала
Вот этот вот назойливый голосок внутри: «Вдруг не получится?». Стыдно перед людьми будет. Все станут считать меня неудачником. Из этой же серии – не потяну. Как говорят в народе, облажаюсь. Опасения вызывает не столько сам факт возможной неудачи, сколько реакция на нее окружающих. Даже не так – та реакция, которую вы заранее им приписываете.
Поверьте, окружающие думают о вас не так часто, как вам кажется. Это заблуждение называется «эффектом прожектора».
Американский психолог, профессор психологии Корнеллского университета Томас Гилович, который занимается исследованиями в области когнитивных искажений, еще в 2000 году поставил небольшой эксперимент. Он попросил своих студентов надеть футболки с фотографией певца Барри Манилоу, который у американской молодежи популярностью, мягко сказать, не пользовался, и прийти в них в университет. А затем рассказать о своих ощущениях – насколько явно окружающие обращали внимание на эти «отстойные» футболки. Как выяснилось, все участники эксперимента преувеличили внимание окружающих к себе на 23%. Вывод: делайте то, что считаете правильным (в рамках закона и морали, конечно!), - остальные не так уж озабочены вашими действиями!
Страх осуждения
Сходно с первым пунктом, но есть и отличие. В этом моменте человек опасается вступать в какие-то деловые отношения с другими людьми, которые будут задействованы в его проекте, боясь «подвести». Пример из той же торговой области. Положим, вы решились подсчитать, во сколько обойдется вам открытие кофейни. Обратились в компанию, где вам посчитали стоимость торгового оборудования, кофемашины, систем фильтрации воды и так далее. Теперь вы знаете, что вам именно понадобится, и начинаете искать то же оборудование в других местах: а вдруг есть более выгодные варианты. Представители компании, которая делала вам подсчет, тем временем периодически звонят и напоминают о себе – мол, еще не стартовали? Если что, мы готовы вам продать. И у вас складывается ощущение должника. Люди потратили время, усилия, вежливые такие, звонят, держат руку на пульсе. В этом случае есть большая вероятность, что вы в итоге закажете оборудование все-таки у них, хотя есть и подешевле. Это нерационально, но психологически проще.
Перфекционизм
Перфекционизм в крайних проявлениях вредная вещь, поскольку он жестко запрещает нам заходить на незнакомую территорию, где мы не способны контролировать процессы на все сто процентов. Перфекционист представляет себе или идеальный магазин – или никакого. Но как достичь этого идеала – не знает, и понятно почему: идеалов не существует. Есть личные планки и достижения. Перфекционизм мешает еще и делегировать определенные функции другим людям, что в итоге приводит к переработке и выгоранию.
Страх потерь
Страх финансовых потерь тоже нормален. Но в предпринимательстве элемент риска неизбежен. Распространенное заблуждение, которое мешает людям открывать бизнес, это убеждение, что сначала надо накопить достаточную финансовую подушку. Правда в том, что этот момент, скорее всего, никогда не настанет, вам будет казаться, что еще мало. Что инфляция, что если дело рухнет, вы с такими накоплениями не выплывете.
В этом случае выход состоит как раз в очень детальных подсчетах всех нюансов будущего проекта. Вполне вероятно, что суммы не такие фантастические, как вам кажется, даже в случае неудачи вы сможете что-то «отбить» назад (продав то же оборудование, помещение и пр.) и совершенно точно не разоритесь.
Неуверенность в себе
У меня нет хватки. Нет интуиции. Я из обычной семьи. Куда я лезу? Для бизнеса нужен талант. Мне лучше сидеть и не высовываться. Я середнячок. И самый смак – сравнивать себя с шаблонными историями из социальных сетей. С какими-нибудь новоявленными носителями успешного успеха, которые подняли бизнес без пап, мам и кредитов и теперь шлют в ленту свои фото с Гавайев.
Но давайте понимать, что соцсети это картинка. Даже если конкретно этот парень с Гавайев гений – такие люди есть и будут, и вы не обязательно один из них. Но у вас свой путь, своя картина мира. Посмотрите на рынок «Садовод». Там тысячи выходцев из бывшебратских республик, которые тоннами везут одну и ту же одежду, одну и ту же обувь и при этом не разоряются. Они просто знают, что приехали зарабатывать – и не тонут в сомнениях, а делают то, зачем приехали. Неужели ваша самооценка настолько низка, что вы искренне считаете себя не способным зарабатывать?
Страх перед проверками
Рациональное зерно в этом страхе есть. Однако мелкий бизнес привлекает не так уж много внимания со стороны проверяющих органов, плановые визиты нечасты, и если вы не совершите чего-то откровенно нарушающего, кошмарить вас вряд ли будут. По мере роста и успеха находятся и новые механизмы улаживания таких вопросов.
Это условный список основных проблем, с которыми можно столкнуться. Что с ними делать? Есть рабочие способы самостоятельной работы над собой, основанные на все тех же психологических техниках и адаптированные под повседневную жизнь.Например, хорошая рекомендация - сократить общение с теми, кто тянет вас назад и подрывает вашу уверенность. Это легче сказать, чем сделать, потому что среди таких пессимистов могут быть родные люди, но надо хотя бы приложить усилия. Если вы будете общаться в основном с теми, кто настроен на позитив, это поможет вам одолеть свои сомнения.
Техника шага
Одна из техник – сформулировать ваши страхи на бумаге и продумать для каждого из них контраргументы. То есть придумать и записать, какие шаги вы будете предпринимать, если ваш страх реализуется.
Например.
- Я боюсь, что не смогу сам контролировать свое дело на должном уровне. Что я должен сделать? Найти хороших специалистов, которым поручу то, в чем не сильно разбираюсь – например, рекламу или бухгалтерию.
- Я боюсь, что люди будут считать меня неудачником в случае провала. Какие люди? Наверняка есть некий перечень тех, чье мнение для вас важно. Напишите имена таких людей и попробуйте решить, насколько это нужные вам люди, если уж они способны вас осуждать? И так ли уж вам надо опираться на их мнение? Этот же метод поможет и выделить круг тех, на чью моральную поддержку вы сможете рассчитывать.
- Я боюсь потерять все деньги. Что я должен сделать? Нанять финансового консультанта. Изучить психологию продаж. Разработать эксклюзив, которые поможет мне удержаться на плаву.
- Я боюсь, что моя идея не выстрелит. Что тогда? Я останусь на том же уровне, что и был ранее. Ничего критичного не произойдет.
И так далее. Это своего рода игра, которая очень неплохо помогает разобраться в себе. Существует также множество тренингов и курсов по предпринимательству. Но если вас не убеждают такие вещи, не исключено, что стоит обратиться к профессиональным психологам. Как и с любыми страхами и неуверенностью, мешающей жить.