Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
21 апреля 2025
Много товара – один крючок
18 апреля 2025
Обновления в линейке витрин Cube 2
17 апреля 2025
Грили «КОМБАТ» выходят на рынок
Виртуальная реальность и торговля
8 апреля 2025
Использование дополненной реальности (AR-технологии) и полностью виртуальной (VR-технологии) началось в ретейле сравнительно недавно, но и новинками их не назвать. Они применяются в той или иной форме последние года четыре. Толчком к скачку в развитии предсказуемо стала эпидемия COVID-19.
По данным совместного исследования компании Huawei и «ТМТ Консалтинг», в 2025 году российский рынок AR/VR может достичь объема в 7 млрд рублей. Мировой – 22 миллиардов долларов (!!!).
Пока сложно сказать, какой процент от таких объемов приходится именно на торговлю, но тот факт, что дополненная и виртуальная реальности уже системно применяются для ускорения решения потребителя о покупке, неоспорим. Дополненная (AR) чаще, потому что для нее достаточно мобильного телефона, гаджеты для виртуальной достаточно дороги и к общедоступным не относятся.
.

Геймификация (то есть привнесение в процесс покупки элемента игры) вообще очень любопытный тренд. Он позволяет привлечь активную молодую аудиторию, да и людям постарше не чужд азарт и страсть к компьютерным игрушкам. Например – для того, чтобы завоевать скидку на представленный в каталоге товар, покупатель должен выполнить задания – найти в виртуальном пространстве спрятанные предметы, собрать капсульный гардероб и так далее. Хороший вариант предложила кампания Bosch – пользователь в дополненной реальности должен за определенное время пропылесосить как можно большую площадь.

Если же говорить о полной виртуальной реальности, то это вообще иной уровень взаимодействия с товаром. Например, Mercedes-Benz предлагает потенциальным покупателям при помощи шлема, перчаток и руля «поводить» приглянувшуюся модель автомобиля. Учитывая, что современные гаджеты виртуальной реальности позволяют испытывать не только визуальные и звуковые, но и тактильные ощущения, покупателю действительно будет проще выбрать дорогостоящую машину до визита в реальный салон. Как минимум, сравнить модели.
В перспективе с развитием технологий можно говорить о полностью виртуальных магазинах, в которых покупатель будет ощущать вес, текстуру, форму, запах и даже вкус товара. К этому уже сейчас имеются все предпосылки. Особенно такие возможности полезны для аудитории, предпочитающей офлайн покупки именно из-за шанса пощупать товар, покрутить его в руках.



Виртуальные технологии позволяют сделать процесс покупки интереснее, сэкономить время, снизить вероятность ошибок в выборе товара (а для продавца – вероятность возвратов). Особенно это важно для дорогостоящих товаров вроде автомобилей, премиальной мебели.

Очень востребованы эти технологии у маломобильных людей. Нельзя забывать и о факторе получения новых положительных эмоций: виртуальный шопинг заставляет мозг точно так же подкармливать нас эндорфином, как и реальный.
В некоторых видах бизнеса виртуальные предложения становятся единственным вариантом – например, в сфере недвижимости, когда квартиры распродаются еще на этапе котлована. Это не ретейл, конечно, но все же определенно сфера торговли.
В конце концов – это новый покупательский опыт. Новый опыт всегда ценен для человека разумного…и покупающего.
Как было упомянуто выше, снижается и вероятность возвратов, то есть уменьшается логистическая нагрузка.
Лояльность к бренду, обеспечивающему такие бонусы, вырастает, не говоря об отстройке от конкурентов.
Кроме этого, на данном этапе, пока AR и VR не повсеместны в торговле, эти бонусы для покупателя – огромный плюс в продвижении брендов, виральности контента и упоминаемости в социальных сетях.

Скорее всего, AR и VR будут интегрироваться с искусственным интеллектом для еще большей персонализации предложений для покупателя.

Есть вероятность, что рост доступности нынешних инноваций и переход их в разряд повседневной практики сократит число традиционных офлайн-магазинов до исторического минимума. Возможно, обычный магазин станет чем-то экзотическим или камерным, типа места развлечения для ценителей.
Если говорить о торговом оборудовании, то рынок, конечно, тоже будет меняться, но конкретные прогнозы делать пока рановато. Но стоит сказать о том, что компании по производству и продаже оборудования для магазинов задействуют в продажах новые технологии. Пример - своймагазин.рф, где можно самостоятельно "спроектировать" трехмерный торговый зал с оборудованием.
При подготовке текста использованы источники: https://new-retail.ru, https://vr-j.ru, https://likevr.ru, https://habr.com, РБК. Тренды, https://apptask.ru, https://blog.rt.ru, https://vr-app.ru, https://seo-kompaniya.ru, rockwellautomation.com, playground.ru.
Пока сложно сказать, какой процент от таких объемов приходится именно на торговлю, но тот факт, что дополненная и виртуальная реальности уже системно применяются для ускорения решения потребителя о покупке, неоспорим. Дополненная (AR) чаще, потому что для нее достаточно мобильного телефона, гаджеты для виртуальной достаточно дороги и к общедоступным не относятся.
.
В каких форматах это реализуется
На сегодняшний день компании применяют такие решения, как:- Виртуальные примерочные, где можно «примерить» на себя понравившийся товар;
- Интерактивные шоурумы, в которых товары можно приближать, поворачивать и так далее;
- Трехмерная визуализация товара;
- Интерактивные каталоги.
- Геймификация.

Геймификация (то есть привнесение в процесс покупки элемента игры) вообще очень любопытный тренд. Он позволяет привлечь активную молодую аудиторию, да и людям постарше не чужд азарт и страсть к компьютерным игрушкам. Например – для того, чтобы завоевать скидку на представленный в каталоге товар, покупатель должен выполнить задания – найти в виртуальном пространстве спрятанные предметы, собрать капсульный гардероб и так далее. Хороший вариант предложила кампания Bosch – пользователь в дополненной реальности должен за определенное время пропылесосить как можно большую площадь.

Если же говорить о полной виртуальной реальности, то это вообще иной уровень взаимодействия с товаром. Например, Mercedes-Benz предлагает потенциальным покупателям при помощи шлема, перчаток и руля «поводить» приглянувшуюся модель автомобиля. Учитывая, что современные гаджеты виртуальной реальности позволяют испытывать не только визуальные и звуковые, но и тактильные ощущения, покупателю действительно будет проще выбрать дорогостоящую машину до визита в реальный салон. Как минимум, сравнить модели.
В перспективе с развитием технологий можно говорить о полностью виртуальных магазинах, в которых покупатель будет ощущать вес, текстуру, форму, запах и даже вкус товара. К этому уже сейчас имеются все предпосылки. Особенно такие возможности полезны для аудитории, предпочитающей офлайн покупки именно из-за шанса пощупать товар, покрутить его в руках.
Реальные виртуальные примеры
На сегодняшний день такие технологии применяет уже целый ряд брендов, кроме упомянутых Mercedes и Bosch.- Приложение IKEA Place дает возможность «поставить» предмет мебели или декора в конкретное помещение и посмотреть, как это будет выглядеть. Пространство сканируется при помощи специального приложения.
- Burberry разработали функцию, с помощью которой можно «примерить» к своему гардеробу сумку;
- Сервисы типа Sephora Virtual Artist, L’Oreal Virtual Hai, NYX позволяют виртуально накраситься – опробовать тени, помаду, пудру и вообще любое косметическое средство из каталога компании.

- Volvo создала приложение и брендированные VR-очки для тест-драйва модели Volvo XC 90. Эффект был взрывным: первая партия автомобиля «улетела» за два дня.
- Австралийский универмаг MYER совместно с Ebay запустил приложение, позволяющее покупателю совершать покупки в виртуальной реальности.
- Компания Merrel предложила покупателям протестировать туристические ботинки при помощи очков виртуальной реальности. Для этого на полу магазина были созданы импровизированные препятствия и структуры, и покупатель мог оценить, удобно или не удобно по этому всему ходить.
- Zalando и Sephora вовсю используют виртуальные примерочные.

- Amazon и Walmart предлагают виртуальные туры по магазинам.
- Кстати, виртуальные туры – это находка для застройщиков и риелторов. Возможность «посмотреть» объект недвижимости, не вставая с дивана, буквально революционна.
- Сеть магазинов DIY Lowe’s разработала VR-пространство, в котором покупатели могут поучиться самостоятельно делать ремонт: штукатурить, класть плитку, красить потолки и так далее.
- Nike разработал функцию Nike Fit. Это приложение, которое позволяет покупателю отсканировать свою ногу с тем чтобы программа подобрала наиболее подходящую лично ему обувь. Тот же принцип использует и Lamoda.

Почему все это привлекает покупателей
Начнем с обратного. Пока VR-технологии и AR-технологии сложны и дороги в разработке и внедрении. Требующиеся для них гаджеты (в первую очередь, VR) есть пока далеко не у всех. Тем не менее, когда-то и мобильные телефоны мы видели только в кино, а было это буквально лет 20 назад.Виртуальные технологии позволяют сделать процесс покупки интереснее, сэкономить время, снизить вероятность ошибок в выборе товара (а для продавца – вероятность возвратов). Особенно это важно для дорогостоящих товаров вроде автомобилей, премиальной мебели.

Очень востребованы эти технологии у маломобильных людей. Нельзя забывать и о факторе получения новых положительных эмоций: виртуальный шопинг заставляет мозг точно так же подкармливать нас эндорфином, как и реальный.
В некоторых видах бизнеса виртуальные предложения становятся единственным вариантом – например, в сфере недвижимости, когда квартиры распродаются еще на этапе котлована. Это не ретейл, конечно, но все же определенно сфера торговли.
В конце концов – это новый покупательский опыт. Новый опыт всегда ценен для человека разумного…и покупающего.
Чем это выгодно продавцу
Совершенно однозначный ответ – никакая самая искусная и таргетированная реклама не позволит покупателю применить товар к себе, взаимодействовать с ним до покупки. А виртуальная реальность именно для этого и применяется. Естественно, что это взаимодействие снижает уровень колебаний потребителя, его сомнений чуть ли не до нуля.Как было упомянуто выше, снижается и вероятность возвратов, то есть уменьшается логистическая нагрузка.
Лояльность к бренду, обеспечивающему такие бонусы, вырастает, не говоря об отстройке от конкурентов.
Кроме этого, на данном этапе, пока AR и VR не повсеместны в торговле, эти бонусы для покупателя – огромный плюс в продвижении брендов, виральности контента и упоминаемости в социальных сетях.

Что в перспективе?
Высшей точкой развития этих технологий в ретейле может стать создание полностью виртуальных торговых площадок, обеспечивающих иллюзию полного присутствия и взаимодействия с товаром, окружающей средой, персоналом. Причем с момента первого взгляда на витрину до этапа упаковки и отправки товара покупателю домой. Для этого требуется ускоренное развитие и haptic-технологий (то есть мультисенсорных, воздействующих на все органы чувств). Но раз запрос на них есть, разработчики однозначно поднажмут, таковы законы рынка.Скорее всего, AR и VR будут интегрироваться с искусственным интеллектом для еще большей персонализации предложений для покупателя.

Есть вероятность, что рост доступности нынешних инноваций и переход их в разряд повседневной практики сократит число традиционных офлайн-магазинов до исторического минимума. Возможно, обычный магазин станет чем-то экзотическим или камерным, типа места развлечения для ценителей.
Если говорить о торговом оборудовании, то рынок, конечно, тоже будет меняться, но конкретные прогнозы делать пока рановато. Но стоит сказать о том, что компании по производству и продаже оборудования для магазинов задействуют в продажах новые технологии. Пример - своймагазин.рф, где можно самостоятельно "спроектировать" трехмерный торговый зал с оборудованием.
Напоминаем, что STPOS не отстает от тенденций: в нашем каталоге использованы 3d-визуализации товаров, а также трехмерные обучающие визуалы по сборке и эксплуатации оборудования.
При подготовке текста использованы источники: https://new-retail.ru, https://vr-j.ru, https://likevr.ru, https://habr.com, РБК. Тренды, https://apptask.ru, https://blog.rt.ru, https://vr-app.ru, https://seo-kompaniya.ru, rockwellautomation.com, playground.ru.